Программа "Доктор Клоун"

ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОТЕРАПИИ «ДОКТОР КЛОУН» ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, С РАССТРОЙСТВАМИ АУСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА И НАХОДЯЩИХСЯ НА СТАЦИОНАРЕ БОЛЬНИЦЫ

Ответственные за
реализацию программы:
Чараева О.А.
руководитель клубного формирования

1.      ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

«Программа социально-культурной адаптации посредством игротерапии «Доктор клоун» для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, с расстройствами аустического спектра и находящихся на стационаре больницы» (далее Программа) разработана для детей и подростков.

Программа разработана на основе Программы образовательных учреждений компенсирующего вида для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, с расстройствами аустического спектра и находящихся на стационаре больницы. Также в Программе учитываются рекомендации, описанные в «Информационном методическом сборнике материалов по оказанию услуг в сфере культуры детям с РАС, для специалистов культурно-досуговых учреждений», разработанные АУ ХМАО-Югры «Окружной Дом народного творчества».

План работы по Программе составляется с учетом индивидуальных особенностей детей, с целью развития продуктивных видов деятельности, таких как: игротерапия и клоунада.

О первостепенном значении игры для естественного развития ребёнка свидетельствует тот факт, что ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом, так как в процессе игры формируются психические процессы, развиваются творческие способности и положительно - эмоциональное восприятие окружающего мира.

Игра является основным способом ребёнка взаимодействовать с окружающим миром. Игра – это произвольная, внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как использовать тот или иной предмет. В соответствии с определением игры, игровая терапия определяется как динамическая система межличностных отношений между ребёнком и терапевтом, обученным процедурам игровой терапии, который обеспечивает ребёнка игровым материалом и облегчает построение безопасных отношений для того, чтобы ребёнок мог наиболее полно выразить и исследовать собственное «Я» (чувства, мысли, переживания и поступки) с помощью игры - естественного для ребёнка средства коммуникации. Игра представляет собой попытку ребёнка организовать свой опыт, свой личный мир. В процессе игры ребёнок переживает чувство контроля над ситуацией, даже если реальные обстоятельства этому противоречат.

В целом же, можно отметить: игровая терапия основывается на том положении, что игра – это естественное средство самовыражения у детей. Эта возможность дается детям, чтобы они «проиграли» свои чувства и проблемы, точно так же, как человек «выговаривает» свои трудности в некоторых типах терапии взрослых.

2.      ЦЕЛЕВОЙ  РАЗДЕЛ  ПРОГРАММЫ

2.1. Пояснительная записка

Цель реализации Программы - создание условий для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, с расстройствами аустического спектра и находящихся на стационаре Югорской больницы для максимального развития активно-творческих видов деятельности.

Задачи реализации Программы:

-        создание условий для достижений планируемых результатов освоения Программы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей детей и подростков;

-        развитие познавательную деятельность детей и подростков;

-        формирование коммуникативных способностей участников Программы средствами игры и игротерапии.

-        коррекция эмоциональных проявлений, необходимых для поведения в обществе;

-        коррекция основных психических процессов (внимания, памяти, мышления);

-        развитие речи учащихся (обогащение словарного запаса, развитие умения вести диалог и т.д.).

-        формирование социальных умений и навыков практического использования методов и приемов коммуникативной деятельности в повседневной жизни;

-        воспитание познавательной активности.

-        воспитание   доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и со взрослыми.

Формы реализации программы: игра, игротерапия, викторина, игровая театрализованная постановка, эстафета, сказкотерапия, клоунада и больничная клоунада, кукольный театр, фокусы, пантомима, встречи с врачами и медперсоналом различных отделений для понимания специфики заболеваний и связанных с ограничениями при работе с детьми.

Занятия проходят в малых группах, на разных площадках, при обязательном присутствии родителей или других сопровождающих (психологов, социальных педагогов, представителей медицинских учреждений и т.п.).

Занятия по Программе должны проводиться с определённой регулярностью, так как для таких детей характерно постепенное, но устойчивое привыкание к уже знакомой обстановке и прекращение занятий может вызвать такую же болезненную реакцию, как и резкое вхождение в незнакомый социум.

2.2.Типологические особенности детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья

Дети с ограниченными возможностями здоровья (нарушениями развития, проблемами в развитии, отклонениями в развитии, недостатками психофизического развития) – это дети, у которых вследствие врожденной недостаточности или приобретенного органического поражения сенсорных органов, опорно-двигательного аппарата или центральной нервной системы имеются отклонения от нормативного развития психических функций. В некоторых случаях нарушения развития могут быть вызваны и микросоциальными, средовыми причинами, не связанными с патологией анализаторов или центральной нервной системы. К таким факторам можно отнести неблагоприятные формы семейного воспитания, социальную и эмоциональную депривацию и т.д. Особенно тяжелые последствия имеет действие негативных микросоциальных факторов в период возрастных кризисов, когда отмечаются существенные качественные и количественные изменения в психическом развитии ребенка и подростка.

Две группы явлений:

Это – первичные нарушения, непосредственно вытекающие из биологического характера болезни, и вторичные нарушения, возникающие в ходе социального развития ребенка, его взаимодействия с окружающим миром. Аномальное развитие определяется временем возникновения первичного нарушения и тяжестью его выраженности. Механизм формирования вторичных нарушений может быть различным, но существенную роль в нем всегда играет социальный фактор. Отклонения, возникающие вследствие поражения органов зрения, слуха или тех или иных структур головного мозга, различны по своему характеру, силе и значимости у каждой категории детей с нарушениями развития.

Однако общим для всех этих случаев является то, что наличие первичного нарушения оказывает влияние на весь ход дальнейшего развития ребенка. Вторичные нарушения являются основным объектом психодиагностики и психолого-педагогического коррекционного воздействия. В работах ведущих отечественных специалистов показано, что первичное нарушение у детей приводит к нарушению умственной работоспособности, недостаткам общей и мелкой моторики, трудностям во взаимодействии с окружающим миром, изменению способов коммуникации и средств общения, недостаточности словесного опосредствования, в частности вербализации, искажению познания окружающего мира, бедности социального опыта. Трудности социальной адаптации, нарушения взаимодействия с социальной средой отмечал еще Л.С. Выготский.

Еще одной общей закономерностью аномального развития являются изменения в развитии личности ребенка. Особенностями такой личности являются пониженный фон настроения, астенические черты, нередко ипохондричность, тенденция к ограничению социальных контактов, низкая самооценка, тревожность, легкость возникновения страха. Такие нарушения особенно вероятны при неправильном семейном воспитании и при неправильно организованном обучении.

Изменения способов коммуникации проявляются в том, что у детей нарушается речевое общение, возрастает роль невербальных средств коммуникации. Как общую закономерность аномального развития отмечено нарушение способности к приему и переработке информации: уменьшаются скорость и объем воспринимаемой информации, нарушаются хранение информации и ее использование. Еще одна общая закономерность аномального развития – нарушение словесной регуляции деятельности, что проявляется в недостаточности и специфических особенностях словесного опосредствования.

Трудности при приеме и переработке информации, трудности словесного опосредствования, особенно вербализации, искажение запоминаемого материала ведут к нарушениям в развитии мышления, в частности к замедленному формированию процессов обобщения и отвлечения, трудностям символизации.

Все эти особенности формирования познавательной и речевой деятельности ведут к нарушениям познания окружающего мира, запас знаний и представлений о котором у детей с проблемами в развитии всегда недостаточен.

В настоящее время наибольшую распространенность имеет классификация отклонений развития, предложенная В.В. Лебединским. В ней выделено шесть вариантов психического дизонтогенеза.

1. Психическое недоразвитие, типичным примером которого является умственная отсталость.

2. Задержанное развитие – разнообразная группа, представленная вариантами нарушений школьных навыков, недостаточностью высших корковых функций, задержкой психического развития.

3. Поврежденное развитие, при котором ребенок имел достаточно длительный период нормального развития, а затем вследствие заболевания (прежде всего центральной нервной системы) или травмы — это нормальное развитие нарушилось.

4. Дефицитарное развитие – особенности развития в условиях нарушений зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата.

5. Искаженное развитие, при котором сочетаются когнитивные, эмоциональные и коммуникативные нарушения. Такое развитие отмечается у детей и подростков с ранним детским аутизмом и детской шизофренией.

6. Дисгармоническое развитие – нарушения в формировании личности, приводящие к стойкой социальной дезадаптации. Типичной моделью этого вида дизонтогенеза являются различные формы психопатий.

Эта классификация удобна в использовании, базируется на четких клинико-психологических позициях. Однако при ее использовании следует учитывать, что на практике довольно часто встречаются смешанные варианты дизонтогенеза.

Наиболее важной является классификация, которая отражает существующую систему специального образования. Согласно этой классификации, выделяется несколько категорий лиц с нарушениями развития, для некоторых из них созданы определенные виды специальных коррекционных учреждений:

-        лица с нарушениями функций слухового анализатора (неслышащие и слабослышащие);

-        лица с нарушениями функций зрительного анализатора (незрячие и слабовидящие);

-        лица с тяжелыми нарушениями речи;

-        лица с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;

-        лица с задержкой психического развития;

-        лица с умственной отсталостью;

-        лица с расстройствами аутистического спектра;

-        лица с нарушениями поведения;

-        лица со сложными нарушениями развития, у которых сочетаются два или более первичных нарушения.

2.3. Типологические особенности детей и подростков с расстройствами аутистического спектра (РАС)

Расстройство аутистического спектра (РАС) общее расстройство развития, характеризующееся стойким дефицитом способности поддерживать и инициировать социальное взаимодействие и социальные связи, а также ограниченными интересами и часто повторяющимися поведенческими актами. Центральными дефицитами у людей с расстройством аутистического спектра являются навыки разделённого (то есть согласованного с партнёром по общению) внимания и реципрокности (взаимности) во взаимодействии.

Выделяют следующие синдромы:

-        Синдром Каннера – классический или типичный синдром детского аутизма, при котором в первые три года жизни отмечаются специфические отклонения:

-        значительные трудности установления эмоционального контакта с окружающими людьми;

-        навязчивое стремление к повторяющимся, однообразным формам поведения;

-        чрезмерная сосредоточенность на действиях с определёнными объектами;

-        отсутствие речи, при сохранных возможностях ею овладеть или же своеобразие речи (эхолалии, штампы, искаженное использование личных местоимений);

-        хорошие познавательные способности в отдельных областях.

-        При этом синдроме нередко отмечается умственная отсталость, только 25% детей достигают показателей нижней границы интеллектуальной нормы.

Синдром Аспергера – отмечаются те же качественные нарушения общения, социального взаимодействия и стереотипные формы поведения, но при этом нет задержки в речевом и умственном развитии. Отрешенное выражение лица, невыразительная мимика и жестикуляция, моторная неловкость. Речь необычна по ритму и темпу. Коммуникативные функции речи ослаблены. Школьные знания усваиваются избирательно, трудно воспроизводятся в социальном опыте.

Расстройства аутистического спектра – атипичный аутизм, аутистический, аутистическиподобный синдромы и др.

Расстройства аутистического спектра - это сопутствующие проявления при других заболеваниях: хромосомных аномалиях, органических заболеваниях мозга, генетических синдромах и др.

В этих случаях, в сравнении с аутизмом Каннера, симптомы более сглажены. Дети с РАС часто поддерживают зрительных контакт, более эмоциональны с матерью и родными. В большинстве случаев, нет асинхронии в развитии различных сфер жизнедеятельности ребёнка. Аутистические проявления усиливаются или смягчаются в связи с динамикой основного заболевания.

Аутизм в настоящее время является малоизученным заболеванием. Не существует методов лечения болезни, ранней диагностики аутизма, не локализованы и неизвестны причины и механизм ее развития. Однако существуют методики, позволяющие корректировать и облегчать протекание аутизма.

2.4. Типологические особенности детей и подростков находящихся на стационаре больницы

Поведение ребенка во время болезни, его общее самочувствие зависят не только от характера болезни, особенностей реагирования данного ребенка на болезнь и разлуку с домом. Большое влияние на все это оказывает и терапия, получаемая ребенком, методы обследования, которым он подвергается. Различные лекарства и некоторые процедуры оказывают побочные действия на психическую сферу ребенка, вызывая повышенную раздражительность, иногда головную боль. Некоторые лекарства оказывают вредное влияние на слух, другие могут вызвать дрожание рук, тошноту, головокружение. Многие препараты, которыми широко пользуются при лечении различных заболеваний, оказывают выраженное психогенное действие, выражающееся у различных больных по-разному, но те или иные побочные явления имеются почти всегда. Как правило, дети начинают плохо спать, медленно засыпают, делаются возбужденными, иногда агрессивными. Изредка появляется бред. Значительно понижаются работоспособность детей и выносливость их нервной системы к различным психическим нагрузкам. Эти побочные явления вызывают гормональные препараты типа кортизона, преднизолона и др. Эти же препараты могут вызывать боли в животе, а при их отмене и боли в суставах и костях.

Частично побочные действия различных лекарств можно предупредить, создав ребенку в отделении спокойную деятельную обстановку, т. е. стимулируя защитные силы организма, укрепляя всячески нервную систему ребенка.

Большое значение для больного ребенка имеет слово (как и что говорят около его постели или в его присутствии). В больничных условиях трудно переоценить роль слова. Дети часто внимательно прислушиваются к разговорам персонала, к тону, каким ведется разговор.

Правила поведения у постели больного. Работу с детьми в больнице нельзя делить на медицинскую и воспитательную. Целесообразно в любом отделении следовать ряду общих правил, которые обязательны для всех работающих с детьми. Эти правила вкратце должны сводиться к следующему:

-        максимум внимания к ребенку;

-        никаких громких разговоров в его присутствии;

-        никаких обсуждений состояния здоровья ребенка около его кровати;

-        максимально ласковый и спокойный тон при обращении к ребенку;

-        проведение воспитательной работы с участием всего персонала;

-        проведение всех манипуляций строго в назначенное время, чтобы не нарушать сон спящих детей и не прерывать игру бодрствующих;

-        ничего не делать с ребенком молча; о всех неприятных манипуляциях предупреждать, стремиться все процедуры обставить так, чтобы максимально снизить их неприятные, болевые, а то и просто ощущения страха;

-        создавать условия для максимально положительного эмоционального состояния и активной деятельности ребенка во время бодрствования. Последнее положение в значительной степени будет претворено в жизнь, если соблюдать все изложенные выше правила поведения.

Многочисленные поводы для проявления отрицательных, эмоций, которые создаются в обстановке больничного стационара, в значительной степени устранимы. Так, в палате должен быть минимум больничного и максимум домашнего уюта, что значительно смягчает ломку стереотипа привычной обстановки.

Игры, праздники и подготовка к ним дают детям большие и радостные переживания, значительно улучшают их настроение, вносят разнообразие и новые элементы в игру, способствуют общему развитию и т. д. Кроме того, игра помогает быстрее наладить контакт с вновь поступившими детьми, которых оторвали от дома, способствует повышению тонуса у замкнутых, заторможенных детей. Нередко молено наблюдать, что маленький ребенок, не желавший контактировать с медицинским персоналом, после игры начинает с большим доверием относиться к людям в белом, меньше скучать о доме.

В больничных условиях рекомендуется проводить коротенькие утренники только для детей, начиная с 3 лет. Содержание игры состоит из трёх основных элементов: оформление площадки, игры (15-20 мин) и раздачи подарков. Палату, игровую комнату нужно украшать не торопясь, так как обилие новых впечатлений утомительно. Пусть эти новые впечатления, радость от них будут несколько растянуты во времени, чтобы дети спокойно успевали ознакомиться и освоиться с новизной убранства палаты.

Дети 2 1/2-3 лет, которым разрешено ходить, должны принимать посильное участие в оформлении помещения. Дети этого возраста очень любят трудиться вместе со взрослыми. В первую очередь подарки раздают лежачим детям.

Во время игры чрезвычайно важно внимательно следить за самочувствием больных детей. Малейшее снижение их активности, радостных эмоций, вызываемых развлечениями, должно служить сигналом к изменению ранее намеченного плана в сторону его сокращения. Ни в коем случае не следует стремиться выполнять весь план «во что бы то ни стало».

В день игротерапии режим отделения надо соблюдать особенно строго, так как в противном случае зрелище, свидание с родителями, подарки переутомят и перевозбудят детей.

Организовать жизнь ребенка в больнице так, чтобы он быстрее поправился, это значит помнить о необходимости не только лечения, но и постоянного систематического поддержания у него положительного эмоционального состояния. Правильный больничный режим игр и развлечений, сна, процедур - не просто благие пожелания, а совершенно необходимое условие успешного лечения ребенка.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter