Программа развития продуктивных видов деятельности детей с РАС

ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАСТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Ответственные за
реализацию программы:
Стома О.А.
руководитель клубного формирования

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

«Программа индивидуального развития продуктивных видов деятельности детей с РАС» (далее Программа) разработана для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Программа разработана на основе Программы образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» (авторы Екжанова Е.А. , Стребелева Е.А.). Также в Программе учитываются рекомендации, описанные в «Информационном методическом сборнике материалов по оказанию услуг в сфере культуры детям с РАС, для специалистов культурно-досуговых учреждений», разработанные АУ ХМАО-Югры «Окружной Дом народного творчества».
План работы по Программе составляется с учетом индивидуальных особенностей детей, с целью развития продуктивных видов деятельности, таких как: лепка, рисование, аппликация.
В процессе занятий формируются психические процессы, развиваются творческие способности и положительно - эмоциональное восприятие окружающего мира.
Занятия творчеством способствуют приобщению к труду, предоставляя детям свободу выбора, возможность развития умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности. Занятия позволяют развивать творческие способности, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего творчества.

2. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

2.1. Пояснительная записка

Цель реализации Программы - создание условий детям с РАС для максимального развития продуктивных видов деятельности, таких как: лепка, рисование, аппликация.
Задачи реализации Программы:
• достижение планируемых результатов освоения Программы детей с РАС с учетом индивидуальных особенностей и возможностей;
• формирование элементарных количественных представлений;
• расширение кругозора, накопление представлений и знаний о предметах и явлениях ближайшего окружения ребенка;
• обучение приёмам лепки, рисования, аппликации.
• развитие памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения, сенсорное развитие, мелкой моторики;
• воспитание познавательной активности.
Формы реализации программы: игра, творческая активность, общение и взаимодействие со взрослыми, конструирование из разного материала, лепка, рисование, аппликация и т.д.
Занятия проходят индивидуально или в малых группах, при обязательном присутствии родителей или других сопровождающих (психологов, социальных педагогов, представителей медицинских учреждений и т.п.).
Занятия по Программе должны проводиться с определённой регулярностью, так как для таких детей характерно постепенное, но устойчивое привыкание к уже знакомой обстановке и прекращение занятий может вызвать такую же болезненную реакцию, как и резкое вхождение в незнакомый социум.
2.2. Типологические особенности детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)
Детский аутизм – это особое нарушение психологического развития, проявляющееся трудностями общения, социального взаимодействия и стереотипными формами поведения.
В настоящее время детский аутизм рассматривают как группу неспецифических синдромов разного происхождения, получивших определение расстройства аутистического спектра (РАС).
Выделяют следующие синдромы:
Синдром Каннера – классический или типичный синдром детского аутизма, при котором в первые три года жизни отмечаются специфические отклонения:
• значительные трудности установления эмоционального контакта с окружающими людьми;
• навязчивое стремление к повторяющимся, однообразным формам поведения;
• чрезмерная сосредоточенность на действиях с определёнными объектами;
• отсутствие речи, при сохранных возможностях ею овладеть или же своеобразие речи (эхолалии, штампы, искаженное использование личных местоимений);
• хорошие познавательные способности в отдельных областях.
При этом синдроме нередко отмечается умственная отсталость, только 25% детей достигают показателей нижней границы интеллектуальной нормы.
Синдром Аспергера – отмечаются те же качественные нарушения общения, социального взаимодействия и стереотипные формы поведения, но при этом нет задержки в речевом и умственном развитии. Отрешенное выражение лица, невыразительная мимика и жестикуляция, моторная неловкость. Речь необычна по ритму и темпу. Коммуникативные функции речи ослаблены. Школьные знания усваиваются избирательно, трудно воспроизводятся в социальном опыте.
Расстройства аутистического спектра – атипичный аутизм, аутистический, аутистическиподобный синдромы и др.
Расстройства аутистического спектра - это сопутствующие проявления при других заболеваниях: хромосомных аномалиях, органических заболеваниях мозга, генетических синдромах и др.
В этих случаях, в сравнении с аутизмом Каннера, симптомы более сглажены. Дети с РАС часто поддерживают зрительных контакт, более эмоциональны с матерью и родными. В большинстве случаев, нет асинхронии в развитии различных сфер жизнедеятельности ребёнка. Аутистические проявления усиливаются или смягчаются в связи с динамикой основного заболевания.
Аутизм в настоящее время является малоизученным заболеванием. Не существует методов лечения болезни, ранней диагностики аутизма, не локализованы и неизвестны причины и механизм ее развития. Однако существуют методики, позволяющие корректировать и облегчать протекание аутизма.

2.3. Развитие психических процессов у детей с РАС

Воображение. Небольшая любознательность, исследование окружающей среды. Необычное использование игрушек, расположение их по линии. Не владеет символической игрой. Продолжительные повторяющиеся движения, покачивания, кружение, походка на носках. Многие обладают хорошими способностями в зрительных, моторных манипуляциях, таких как в головоломке «Собери картинку из частей».
Речь. Комбинации слов встречаются редко. Может повторять фразы, эхолалия, но использование языка не творческое. Плохо выражены ритм и интонация. Артикуляция бедная. Речь чаще всего неосмысленная. Берёт родителей за руку и ведёт к объекту, подходит к месту его привычного расположения и ждёт, пока ему дадут предмет. Может творчески создать несколько комбинаций из 2-3 слов. Эхолалия остаётся: может использоваться при общении. Может копировать ведущих телепередач. Произносит просьбы.
Здоровые дети обычно к трём годам уже уверенно пользуются словом «Я». У аутичных детей появление местоимения «Я» задерживается до пяти лет и более. До этого ребёнок может себя называть во втором, третьем лице или вообще себя не обозначать. У аутичных детей выделение человека из мира предметов задержано. Внимание к человеческому лицу у них ниже, чем у здоровых.
Познавательная деятельность старших дошкольников при аутизме отличается особенностями их внимания, которое от¬личается малой устойчивостью, трудностями его распределения, за¬ме¬д¬ле¬н¬нос¬тью переключения.
Е.М. Мастюкова (в 1992 г.) отмечает, что причиной нарушения внимания, является колебание психической активности, являющаяся проявление летучих, кратковременных фазовых состояний в коре головного мозга. Это обуславливает быструю истощаемость процессов, которая может наступить сразу после некоторого умственного напряжения. Колебание тонуса психической активности может проявляться у каждого ребёнка с ослабленной нервной системой (даже у детей с нормальным психическим и эмоциональном развитием). Однако у многих детей - аутистов колебания тонуса психической активности возникает очень часто.
У детей с аутизмом, особенно осложненным умственной отсталостью, сложно вызвать даже пассивное непроизвольное внимание, это удаётся сделать, применяя лишь сильные, действующие продолжительное время раздражители – яркий звучащий предмет, громкий звук.
Исследователи оптимистически прогнозируют результаты работы коррекции и развития внимания у детей аутистов.
Память. Дети в деталях фиксирует привычную обстановку и порядок действий, что и показывают, когда сопротивляются малейшим изменениям в окружающем. Они на годы запоминают свой испуг и формируют стойкие страхи определенных мест, объектов, действий, конкретных слов и фраз. Так ребенок, в возрасте года испугавшийся вылетевших из-под его коляски птиц, и в старшем дошкольном возрасте отказывается гулять в сквере, где это случилось. О детях, использующих речь в самом примитивном «телеграфном стиле» родители часто говорят, что стихи они помнят и читают «километрами».
Моторные навыки если вырабатываются, то в большинстве случаев удерживаются прочно. Специфика в том, что фиксируются они в блоке ситуации, в которой были выработаны и с трудом переносятся в другие условия.
Л. Каннер указывал на «феноменальную способность воспроизводить сложные неорганизованные и бессмысленные паттерны точь-в-точь так, как они восприняты».
В классических экспериментах изучения стратегий запоминания аутичных детей Б. Хермелин и Н. О Коннор также показали тенденцию этих детей запоминать вербальную и невербальную информацию в том виде, в котором она поступила, и не перекодировать ее в другую модальность, как и в более абстрактные коды организации информации. Дети с аутизмом лучше других запоминают бессмысленные наборы стимулов, обычные - становятся более успешны при возможности организовать и таким образом редуцировать запоминаемую информацию, но то, что помогает в запоминании обычным детям аутичными не используется.
Мышление. Развитие невербальных форм мышления. В описаниях Л.Каннера отмечается, что дети с аутизмом могут проявлять сообразительность в решении сенсомоторных задач, там, где решение происходит в зрительном поле с помощью усмотрения и непосредственного действия. Поэтому в раннем возрасте такой ребенок может быть хорош в сортировке объектов по форме, размеру, цвету, может легко «схватывать» способ действия с игрушками. Характерно, что такую успешность ребенок проявляет, в основном, когда непосредственно действует сам, а при направленном обучении может проявить себя гораздо менее состоятельным.
Особенности развития вербального мышления. Дети с РАС не сосредотачиваются на осмыслении причинно-следственных связей в происходящем. Ребенок с аутизмом надолго, если не навсегда, остается ориентированным на жесткую временно-пространственную организацию жизненного стереотипа.
В дошкольном возрасте обычны проблемы составления рассказа по картинке: дети отвечают односложно, им трудно развернуть воспринимаемую зрительную информацию в последовательность вербальных высказываний. Характерно, что и серия картинок, как правило, не становится спасительной опорой для составления развернутого рассказа. Нитью, связующей для обычного ребенка последовательность представленных на картинках событий является причинно-следственная связь, а ребенок с аутизмом может очень долго затрудняться в выделении причинно-следственных отношений.
Так, Б. Хермелин и Н. О'Коннор (1970), исследуя возможности детей с аутизмом в запоминании вербального материала, выявили, что они могут лучше, чем в норме воспроизводить слова, представленные в случайном порядке, но им меньше чем обычным детям помогает представление слов одной категории (дикие животные) или их объединение в значимое предложение. То есть, также как при запоминании ряда цветных фишек или набора слогов, дети не используют появляющуюся возможность упростить задачу реорганизацией и осмыслением запоминаемого материала.
Для всех детей с аутизмом характерна трудность восприятия подтекста и учета общего смыслового контекста происходящих событий. Даже самые умные из них, успешные в заданиях на категоризацию, выделение четвертого лишнего, проявляют буквальность, в восприятии происходящего: могут не понять метафоры, переносного смысла, не оценить самой простой шутки, маленький ребенок может встревожиться при словах «бьют часы». Подобная конкретность, одноплановость мышления с недостаточным развитием игровой деятельности и трудностями переноса освоенных навыков в новую ситуацию заставляет многих специалистов думать о существовании у аутичных детей проблем развития символического мышления.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter