Символика орнамента народного костюма ханты и манси

Самобытность любого народа выражается как в особенностях биологии и внешнего облика, так и своеобразии культуры и языка. Культура каждого народа значима для наследия. Сохранение этнической идентичности и поддержка традиционного образа жизни коренных народов - одна из основных задач всех людей и должна сохраняться вне зависимости того, велик или мал этот народ по численности. В Ханты-Мансийском Автономном Округе-Югра живут коренные малочисленные народы Севера: ханты, манси и ненцы.

Культура и образ жизни этих народов являются неотъемлемой частью нашего общероссийского духовного общества. Поэтому человечество обязано знать и сохранять основы традиционной культуры и искусства народов Севера.

Особенности культуры коренных народов ХМАО. Орнамент в одежде народов ханты и манси.

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра является территорией преимущественного проживания таких коренных малочисленных народов Севера как ханты, манси и ненцы. В соответствии с данными Всероссийской переписи населения 2010 года о национальном составе населения ХМАО-Югры численность представителей КМНС на территории региона составляет:

- ханты – 19068 человек (61,6%)

- манси – 10977 человек (89,5%)

- ненцы – 1438 человек (3,2%)

Истоки культуры этих народов теряются в глубине веков. Всё это время коренные малочисленные народы существовали в гармонии с природой. Непроходимая, могучая тайга, долины рек были своеобразной экологической нишей, определяющей быт, уклад, традиционные занятия аборигенов.

Угры, этническое имя, называющее ханты, манси и венгров. Впервые У. упомянуты в хрониках как участники похода вестготского короля Алариха на Рим в 410 г. н.э.

Югра, древнерусское этническое имя современных обских угров; название страны с обско-угорским населением, территория к Востоку от р. Печора. Первое упоминание о Югре найдено в Лаврентьевской летописи 1096. Русское заимствование из коми — йегра: манси, вогул.

Этноним Югра закрепился в топонимии: Югорский пролив, Югорский шар, а также в метафорическом наименовании автономного округа — Югория, Югра.

Вогулы – язычники отказавшие от крещения (на коми языке)

Ханты (самоназвание — хант, хантэ, кантей, рус.ханты), самая крупная угорская этническая общность на территории округа, проживающая по р. Обь, Иртыш, их притокам. Этнографы делят хантов на 3 группы: северную, южную и восточную, в которой выделяют этнические подгруппы с речными названиями, т.е. по месту их проживания: аганские, васюганские, ваховские, иртышские, казымские, кондинские, нижнеобские, пимские, салымские, среднеобские (сургутские), сынские, тромъеганские, юганские и др. Ханты относятся к финно-угорской языковой группе. До 30-х годов ХХ века ханты назывались остяками.

Остяки – язычники (на татарском языке)

Слово остяк происходит от словосочетания Ас-ЯХ (Ех), что в переводе с ханты означает обский народ.

Ханты и манси - два близкородственных народа. Согласно мировоззрениям народов севера, вся природа считается живой, одушевленной. Любой объект местности, тем более сама местность имеет свой «дух». Это духи цветущей травы, текущей воды, священного огня, гор, рек, озер, лесов, дорог и даже предметов, сделанных руками человека. Поэтому соблюдение обряда обращения к духам, задабривания славословием или заклинанием, проведение обряда кормления духов являются своеобразными нравственными уроками и правилами для всех.

У каждого народа своя древняя и богатая история, многовековые традиции и обряды. Северные народы, проживающие на территории ХМАО-Югры, сохранили яркую самобытность, остались верными своим традициям. Передавая знания, культуру, язык, ремесло молодому поколению, они сохраняют для потомков великое историческое наследие

Культура в широком значении есть преобразовательная деятельность человека и общества по созданию и сохранению материальных и духовных ценностей, а также результат этой деятельности. В этом смысле культура — это все, что не является природой, т.е. то, что создано и создается обществом и человеком.

Предметы материальной культуры создаются для удовлетворения разнообразных потребностей человека и поэтому рассматриваются в качестве ценностей. Говоря о материальной культуре того или иного народа, традиционно имеют в виду такие конкретные предметы, как одежда, оружие, утварь, продукты питания, украшения, устройство жилища, архитектурные сооружения. Современная наука, исследуя такие артефакты, способна реконструировать стиль жизни даже давно исчезнувших народов, о которых не остаюсь упоминаний в письменных источниках.

Духовная культура, представляет собой любую информацию, которая живёт в коллективной и индивидуальной памяти и может передаваться от одного человека к другому и от одного поколения к другому.

Большая часть обско-угорского населения - это полуосёдлые охотники и рыболовы, занимающиеся, кроме того, оленеводством на севере и скотоводством на юге. В рыболовстве широко использовались заграждения из кольев и прутьев (запоры), с давних пор известны также уды и сетные ловушки. По воде передвигались на лодках-долблёнках и калданках, были в ходу и большие дощатые лодки-жилища. Зимой использовали лыжи, ручные, собачьи и оленьи нарты.

Дерево в жизни хантов играет большую роль. Коренное население использует все его части: древесину, кору, корни, ветки. Основная часть домашней утвари изготавливается из бересты.

В одежде хантов и манси многие виды были одинаковыми у мужчин, женщин и детей. Зимняя одежда из оленьих шкур - малица, гусь (совик) и парка - шились без разреза спереди и надевались через голову. Сах – зимняя женская одежда из оленьей шкуры, ворсом наружу, либо из прочной ткани – яркого сукна, вельвета и т.д. «Глухую» малицу носят только мужчины. В дальнюю дорогу на одежду они надевали еще одну сверху глухую одежду – гусь или кумыш. Летом мужчины носили шабур, халат, кафтан из тканей либо выношенную меховую одежду. Верхняя одежда женщин была только распашной - халат, шуба из оленьих шкур или сборного меха. Нательной одеждой были натазники, штаны, рубахи и платья.

Особым видом прикладного искусства хантов является изготовление сумок – туганг. Все они богато орнаментированы. Всевозможные подвески из колечек, цепочек, монет. Бус. Иногда используются подвески из высушенных зубов оленей и копытцев новорожденных оленят. В них хранятся принадлежности для рукоделия, кусочки меха, полоски сукна, орнаментальные заготовки и другие мелочи.

Орнамент в одежде ханты и манси.

Происхождение орнамента.

В культуре любого народа есть черты, говорящие о ее своеобразии. В культуре северного народа своеобразным является орнамент. Орнамент (от латинского языка-украшение) — это узор, основанный на повторе, предназначается для украшения различных предметов (одежда, посуда, оружие, мебель). В нем как будто закодированы слова, зашифрованы знаки, как в наскальных рисунках, из которых можно узнать об истоках культуры народа, ее развитие во времени. Орнаменты - это геометрические фигуры, они состоят из треугольников, прямоугольников и квадратов, они обозначают солнце, землю, небо, зверей. Орнаменты возникали в результате наблюдений за окружающим миром. Любуясь природой, человек давно заметил в ней множество интересных, необычных форм и цветов: узоры крыльев бабочек и птиц, узоры на змеиной коже или на спине гусеницы, рисунки листьев разных растений и коры деревьев. Природа для человека - источник всего, в том числе - и вдохновения. В орнаментах народ ханты и манси изображал богатую природу и свою жизнь на севере. Исполняется орнамент на ткани, бумаге, дереве, металле. 

Символ — это знак, изображение какой-нибудь вещи или животного.

Орнаменты ханты и манси имеет символическое значение. Например, «лягушка» и «крест» являлись символами домашнего очага. «Крест» также является оберегом от дурного глаза.

В основе орнаментальной системы ханты находятся два основных понятия: «след» и «изображение». Оба понятия восходят к охотничьему мировоззрению. Обнаружение следа зверя – это почти добыча, поэтому след сакрален. «След» задает бордюрную организацию орнамента. Если сакрален след, то сакральны и части тела животного, которые его оставляют. У хантов, живущих традиционной жизнью, можно встретить гирлянды из высушенных «лапок» различных зверьков: чем их больше, тем удачливее охотник. Поэтому в названия мотивов орнамента часто входят слова «лапки», «коготки», «ступня». В непрерывных бордюрах строго соблюдался принцип синонимии фона и узора. Другая идея непрерывных бордюров – это «голова», множественностью голов создается изобилие. «Изображения» животного – это «следы» (отпечатки) его души.

На одежде ханты и манси мы увидели оленей, медведя, соболя, мифического мамонта, глухарку, кедр, березу и многое другое. Орнаменты являются символами, с помощью которых человек выражает своё отношение к явлениям природы. Например, олень символизирует победу добра над злом, крест с загнутыми концами обозначает символ счастья, пчела символизирует трудолюбие, зеркало – правду, лев – могущество, меч – правосудие, крылья – движение. Орнаменты, связанные с медведем, как существа высшего, небесного происхождения требует к себе особого отношения, их может выполнять только мастерица с большим опытом. 

Смотреть встроенную онлайн галерею в:
https://www.ugra-prezent.ru/proekty/simvolika-ornamenta-narodnogo-kostyuma#sigProIda8cae382fe

Использование в орнаменте изображение птицы, несёт в себе силу оберега сна и здоровья ребёнка.

Для изготовления изделий используют несколько цветов, каждый имеет свой символ: белый – цвет снега – удачу; красный – благополучие, синий – реки, озера; зеленый – тайга; желтый – солнце – радость, чёрный – символ подземного мира. Для украшения подола платья национальным орнаментом используются длинные узкие полоски всех этих цветов. Таким образом, орнамент - это условные знаки, символы, с помощью которых человек выражает своё отношение к явлениям природы.

Традиционные виды орнамента.

1. Простейший геометрический орнамент – это линия, полоса пэнт. Орнамент этот обозначает дорогу, тропу.

2. Зигзаг считается простейшим и древнейшим орнаментом, характерным для многих народов мира. При этом каждый народ вкладывает в осмысление зигзага что- то свое. У хантов зигзаг называется щакары, расшифровывается как много бугорков. Это узор считается признаком живого существа.

3. Треугольник, как и многие простейшие узоры, имеет широкую географию распространения. Его называют сорт панк – «щучьи зубы», узор васы олнас – «утиные выводки».

hello_html_m2ba23ecf.png

4. Орнамент «березовая ветвь» играет сложную роль в строительстве более сложных орнаментальных мотивов.

hello_html_4360cc13.jpg

5. Распространенным считается орнамент шовл пал – «заячьи уши».

hello_html_m19e9c91a.jpg

Считается, что узоры таят в себе некую силу, некий заряд энергии, способный сакрально очистить предмет, на который он наносится. Именно поэтому необходимо осознанно подходить к выбору орнамента, и пользоваться вещью можно лишь тогда, когда она орнаментирована.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter